Разработка показателей операционной эффективности
Для начала определимся с тем, что мы будем понимать под показателями операционной эффективности. Основная путаница происходит при определении показателей результативности и эффективности. Для обозначения данных групп показателей используются нередко одни и те же термины типа KPI (Key Performance Indicators) или КПЭ (ключевые показатели эффективности).
В чем принципиальное различие между «результативностью» и «эффективностью» операционной деятельности или бизнес-процессов? Ремонт операционного оборудования должен выполняться только профессионалами.
Результативность – это группа параметров, характеризующих результаты или итоги деятельности определенного исполнителя, подразделения, компании за определенный период. Наиболее распространенными показателями результативности являются такие показатели, как объем продаж или выручка за определенный период, объем производства, объем перевезенных или обработанных грузов и т. п.
Эффективность в отличие от результативности характеризует деятельность или процесс с точки зрения ресурсов, затраченных на получение результата за определенный период. В качестве примеров показателей эффективности можно привести такие, как рентабельность, производительность, затраты на единицу продукции и т. п.
В данном случае сам термин «эффективность» мы рассматриваем применительно к операционной деятельности или к процессам компании, в рамках которых создается продукция, оказываются услуги или разрабатываются и поставляются внешнему клиенту какие-либо комплексные решения (продукт + услуга).
В данной статье мы не рассматриваем процессы, связанные с управлением оборотными средствами, инвестиционными проектами, общим управлением компанией, которые, безусловно, влияют на эффективность деятельности компании, но являются смежными по отношению к операционным процессам и непосредственно не участвуют в создании продуктов или оказании услуг внешним клиентам.
Принципиальное значение для оценки операционной эффективности имеет определение границ рассматриваемых процессов. Поскольку именно некорректное определение границ процессов создает широкое поле возможностей для манипулирования статистическими данными по показателям процессов, а также создает предпосылки для получения искаженной картины о реальной эффективности процессов и причинах ее снижения.